Модель диагностики в управлении изменениями на предприятии
ru
Научная статья|Менеджмент
АннотацияПолный текстИсточникиФайлыАвторыАльтметрики
Беркутова Татьяна Алексеевна
Всероссийский научно-исследовательский институт «Центр»
Мищенкова Ольга Владимировна
Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова
Якимович Борис Анатольевич
Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова
В ходе эмпирических исследований выделены несколько ситуационных, конгруэнтных и нормативных диагностических моделей, применяемых в практике организационной диагностики. Предложена диагностическая модель маркетинговой деятельности предприятия, в которой представлены основные блоки диагностики и взаимосвязь между ними. Элементы в составе блоков могут быть сконфигурированы различным образом в зависимости от поставленных задач, внешних условий, ресурсов и пр. В основу модели положены результаты анализа известных моделей управления изменениями, предложенных К. Левином, Л. Грейнером, Ф. Гуияром и Дж. Келли, Дж. Даком, М. Биром, Н. Нориа и других, а также моделей диагностики, в составе которых модель «Шесть ячеек» М. Вайсборда, модель Берка-Литвина, модель «7S McKinsey», модель Д. Надлера и М. Ташмена. Данная модель диагностики маркетинговой деятельности предприятия носит комплексный характер, предполагает использование различных подходов в процессе диагностики, а также систем показателей оценки маркетинговой деятельности, что в дальнейшем позволяет разрабатывать соответствующие методологические и методические аспекты управления изменениями в маркетинге на предприятии. Представленная в статье комплексная модель диагностики позволяет взаимоувязать факторы внешней среды предприятия, общие и маркетинговые стратегии и цели, а также подсистемы внутренней среды хозяйствующего субъекта в процессе диагностики.
Ключевые слова: предприятие, маркетинговая деятельность, диагностика, модель
УДК: 005.931:339.138
OECD: 5.02
Статья поступила: 31.01.2023
Статья принята: 19.06.2023
Липатов С. А. Организационная культура: концептуальные модели и методы диагностики // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 1997. - № 4. - С. 55-65.
Авдошин Л. В. Диагностика проблем организации // Инновации, наука, образование. - 2020. - №23. - С. 1997-2018.
Аксеновская Л. Н. Методика диагностики степени сформированностисубордеров организационной культуры // Известия Саратовского университета. Новая серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2015. - Т. 15. - № 4. - С. 65-72). - https://doi.org/10.18500/1819-7671-2015-15-4-65-72.
Демьяненко В.И. Организационная диагностика, как инструмент управления изменениями. - URL: www.trinitas.ru/3182-dm/pdf.
Камерон К. С. Диагностика и изменение организационной культуры / К. С. Камерон, Р. Э. Куинн; [Пер. с англ. А. Токарева; под науч. ред. И.В. Андреевой]. - Санкт-Петербург: Питер, 2001. - 310 с. - ISBN 5-318-00283-8. | ISBN: 5318002838
Липатов С. С. Организационная диагностика: теоретические и методологические обоснования // Личность. Культура. Общество. - 2005. - №3(27). - С. 153-172.
Липатов С. А. Использование различных стратегий "смешанных методов" в диагностике организационной культуры // Социальная психология и общество. - 2018. - Т. 9. - № 3. - С. 62-70. - https://doi.org/10.17759/sps.2018090307.
Weisbord M. R. Organizational diagnosis: a workbook of theory and practice. Reading, Mass.: Addison-Wesley Pub. Co., 1978. - 180 p. - ISBN 0201083574.
Меккель А. М. Диагностическая модель возможных состояний объекта // Т-Соmm: Телекоммуникации и транспорт. - 2017. - Т. 11. - №7. - С. 31-37.
Миронова Т. А. Организационная диагностика как научно обоснованное исследование // Велес. - 2020. - №5(83). - С. 13-19.
Труфанов А. В. Основные подходы к диагностике организационной культуры // Экономика, управление, финансы: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.). - Пермь: Меркурий, 2014. - С. 153-156. - URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/93/4513/.
Филонович С. Р. Использование моделей жизненного цикла в организационной диагностике // Социологические исследования. - 2005. - № 4(252). - С. 53-63.
Малхорта Н. Маркетинговые исследования и эффективный анализ статистических данных. Справочные данные: Пер. с англ. / Под ред. Мамота В.Е. - Москва: ДиаСофт, 2002. - 767 с.
Коротков Э. М. Изменениями в организации можно и нужно управлять // Журнал исследований по управлению. - 2015. - Т. 1. - № 5. - С. 1.
Структура соответствия Надлера-Тушмана. - URL: https://thinkinsights.net/strategy/nadler-tushman-congruence-framework.
Широкова Г. В. Управление изменениями в российских компаниях. - Санкт-Петербург: Высшая школа менеджмента, 2009. - 480 с. - ISBN 978-5-9924-0030-4. | ISBN: 9785992400304
Blake R. R., Mouton J. S. A comparative analysis of situationalism and 9,9 management by principle // Organizational Dynamics. - 1982. - 10(4). - Р. 20-43. - https://doi.org/10.1016/0090-2616(82)90027-4.
Плотников М. В., Сафронова К. О. Управление организационными изменениями. - Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2017. - 124 с. - ISBN 978-5-93116-200-3. | ISBN: 9785931162003
Филонович С. Р. Диагностика деловой организации в логике теории жизненных циклов // Личность. Культура. Общество. - 2005. - Т. 7. - № 3 (27). - С. 173-188.
Райзберг Б. А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. 6-е изд., перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2022. - 512 с. - ISBN 978-5-16-009966-8. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1845135. | ISBN: 9785160099668
Беркутова Т. А. Комплексный подход к повышению эффективности маркетинговой деятельности предприятий на основе теории и методологии управления изменениями // Вестник ИжГТУ имени М.Т. Калашникова. - 2014. - № 1 (61). - С. 94-97.
Гулькова Е. Л., Волкова А. Д. Влияние маркетинговой политики на результаты финансовой деятельности предприятия // Вестник университета. - 2015. - №5. - С. 100-104.
Друкер П. Эффективное управление предприятием: экономические задачи и решения, связанные с риском. - Москва: Изд-во Вильямс, 2018. - 224 с. - ISBN: 978-5-8459-1413. | ISBN: 978584591413
Мартьянова Ю. И. Система управления маркетинговой деятельностью на предприятии (на примере ОАО Самарский хлебозавод №9) // Вестник Самарского ГЭУ. - 2010. - №5(67). - С. 53-59.
Файков Д. Ю., Байдаров Д. Ю. Модель диверсификации деятельности компании холдингового типа (на примере государственной корпорации "Росатом") // Экономика в промышленности. - 2021. - №14(1). - С.108-119. - https://doi.org/10.17073/2072-1633-2021-1-108-119.
Times citedRecent citationsField Citation RatioRelative Citation Ratio
© Статья. Беркутова Татьяна Алексеевна, Мищенкова Ольга Владимировна, Якимович Борис Анатольевич, 2023.