Институциональные ловушки цифровизации высшего образования
ru
Научная статья|Экономическая теория
АннотацияПолный текстИсточникиФайлыАвторыАльтметрики
Пенькова Инесса Вячеславовна
ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»
Иваненко Ирина Анатольевна
ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»
В статье выявлены и систематизированы институциональные ловушки процесса цифровизации высшего образования. К таким ловушкам отнесены: менеджеризм в высшем образовании; технологический детерминизм; неготовность или недостаточная готовность вузов к переходу на онлайн- или гибридное обучение; снижение привлекательности высшего образования среди молодёжи; возрастание риска кибератак на вузы; сложности с внедрением технологических инноваций в вузах; трудности обработки, анализа и использования больших данных ввиду резкого роста их объёма. Для каждой из выявленных институциональных ловушек дано определение и предложены методы её преодоления. Авторами представлены сценарии развития высшего образования в условиях цифровизации в России.
Ключевые слова: институциональные ловушки, цифровизация, датафикация, высшее образование, неэффективный институт
Финансирование
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта 20-010-00407 А
УДК: 330.3:341.16:001:37.061
OECD: 5.02
Высшее образование в глубоком кризисе: что мы узнали из Horizon Reports - 2022 // Skillbox Media. Образование 4.0. - URL: https://skillbox.ru/media/education/vysshee-obrazovanie-v-glubokom-krizise-chto-my-uznali-iz-horizon-reports-2022.
Качество образования в российских университетах: что мы поняли в пандемию: Аналитический доклад / науч. ред. Е. А. Суханова, И. Д. Фрумин. - Томск: Издательство Томского государственного университета, 2021. - 46 с.
Курилова А. Приемная кампания в вузы началась с масштабной DDoS-атаки // Ведомости. - URL: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2022/06/20/927600-priemnaya-kampaniya-ddos-ataki.
Маркс К., Энгельс Ф. К критике политической экономии // Собр. соч., изд. 2, т. 13. - М.: Политиздат, 1959. - 771 с.
Цифровые профессии // Госуслуги: официальный сайт. - URL:https://profidigital.gosuslugi.ru/.
Algan Y. Teaching Practices and Social Capital / Y. Algan, P. Cahuc, A. Shleifer // American Economic Journal: Applied Economics. - 2013. - №5(3. - P. 189-210. - URL: https://www.aeaweb.org/articles?id=10.1257/app.5.3.189.
Bahr N. Building Quality interacting and teacher education. / N. Bahr, S. Mellor // Australian Council for Educational Research. - 2016. - P. 217-223. - URL: https://www.researchgate.net/publication/305777019_Building_Quality_in_teaching_and_teacher_education.
Broughan C. (Re)centring students in learning analytics: in conversation with Paulo Freire / C. Broughan, P. Prinsloo // Assessment & Evaluation in Higher Education. - 2019. - №45(4). - Р. 617-628. -https://doi.org/10.1080/02602938.2019.1679716.
Deem R. New Managerialism in Higher Education. // The International Encyclopedia of Higher Education Systems and Institutions. - 2020. - P. 1-7. - URL: https://www.researchgate.net/publication/318156461_New_Managerialism_in_Higher_Education
EDUCAUSE Horizon Report 2022. Data and Analytics Edition. - Boulder, CO: EDUCAUSE, 2022. - 54 p. - URL: https://library.educause.edu/resources/2022/7/2022-educause-horizon-report-data-and-analytics-edition.
EDUCAUSE Horizon Report 2022. Teaching and Learning Edition. - Boulder, CO: EDUCAUSE, 2022. - 58 p. - URL: https://library.educause.edu/resources/2022/4/2022-educause-horizon-report-teaching-and-learning-edition.
Fleming P. Dead Teacher Working. Edtech and the Neoliberal University / Pluto Press Blog. - URL: https://www.plutobooks.com/blog/dead-teacher-working. 2021.
Hayes S. Who is Really in Charge of Contemporary Education? People and Technologies in, against and beyond the Neoliberal University / S. Hayes, P. Jandrić // Open Review of Educational Research. - 2014. - №1(1). - Р. 193-210. - https://doi.org/10.1080/23265507.2014.989899.
Human Development Report 2020: The Next Frontier: Human Development and the Anthropocene // UNDP (United Nations Development Programme). - New York, 2020. - URL: https://hdr.undp.org/content/human-development-report-2020.
International Technical Guidance on Sexuality Education: An Evidence Informed Approach // UNESCO. - Paris, 2018. - URL: https://iite.unesco.org/publications/international-technical-guidance-on-sexuality-education/.
Jarke J. Editorial: the Datafcation of Education /j. Jarke, A. Breiter // Learning, Media and Technology. - 2019. - №44(1). - P. 1-6. - URL: https://www.researchgate.net/publication/331025663_Editorial_the_datafication_of_education.
Knox J. Machine Behaviourism: Future Visions of ‘Learnifcation' and ‘Datafcation' Across Humans and Digital Technologies /j. Knox, B. Williamson, S. Bayne // Learning, Media and Technology. - 2020. - №45(1). - P.31-45. - URL: https://doi.org/10.1080/17439884.2019.1623251.
Learning Compass 2030 // OECD. - 2021. - URL:https://www.oecd.org/education/2030-project.
Manolev J. The Datafcation of Discipline: Class Dojo, Surveillance and a Performative Classroom Culture /j. Manolev, A. Sullivan, R. Slee // Learning, Media and Technology. - 2019. - №44(1). - Р. 36-51. -https://doi.org/10.1080/17439884.2018.1558237.
Marcus R. Education and Gender Norm Change // ALIGN Report. - Overseas Development Institute. - London, 2018. - URL: https://www.alignplatform.org/sites/default/files/201812/align_education_thematic_guide_-_formatted_v4.pdf.
Mirrlees T. EdTech Inc. Selling, Automating and Globalizing Higher Education in the Digital Age / T. Mirrlees, S. Alvi. - Abingdon: Routledge, 2020. - URL: https://www.researchgate.net/publication/345995185_EdTech_Inc_Selling_Automating_and_Globalizing_Higher_Education_in_the_Digital_Age_by_Tanner_Mirrlees_and_Shahid_Alvi.
Poutanen M. From Democracy to Managerialism: Foundation Universities as the Embodimen to Finnish University Policies / M. Poutanen, T. Tomperi, H. Kuusela, V. Kaleva, T. Tervasmäki // Journal of Education Policy. - 2020. - №37. - URL: https://www.researchgate.net/publication/346813543_From_democracy_to_managerialism_foundation_universities_as_the_embodiment_of_Finnish_university_policies.
Preventing Violent Extremism // UNESCO (United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization). - 2017. - URL: https://en.unesco.org/preventingviolent extremism.
Rao G. Familiarity Does Not Breed Contempt: Generosity, Discrimination, and Diversity in Delhi Schools // American Economic Review. - 2019. - №109(3). - Р. 774-809. - URL: https://www.aeaweb.org/articles?id=10.1257/aer.20180044.
Report of the Harvard Future of Teaching and Learning Task Force Reimaging the Classroom, Enriching Content, and Expanding the Harvard Community. - Harvard: Spring, 2022. - 47 p. - URL: https://vpal.harvard.edu/future-teaching-learning.
Ross J. Speculative Method in Digital Education Research // Learning, Media and Technology. - 2017. - №42:2. - P. 214-229. - URL: https://www.researchgate.net/publication/299477787_Speculative_method_in_digital_education_research.
Saari A. The Rhetoric of the ‘Digital leap' in Finnish Educational Policy Documents / A. Saari, J. Säntti // European Educational Research Journal. - 2018. - №17(3). - P. 442-457. - URL: https://doi.org/10.1177/1474904117721373.
Suoranta J. Rise of a ‘Managerial Demiurge': Critical Analysis of the Digitalization of Education /j. Suoranta, M. Teräs, H. Teräs / In A. Abdi, G. Misiaszek, & J. Popof (Eds.), Palgrave Handbook on Critical Theories of Education. - London: Palgrave, 2022. - URL: https://researchportal.tuni.fi/en/publications/rise-of-a-managerial-demiurge-critical-analysis-of-the-digitaliza.
Suoranta J. Speculative Social Science Fiction of Digitalization in Higher Education: From What Is to What Could Be //j. Suoranta, M. Teräs, H. Teräs etal. / PostdigitSciEduc. - 2022. - №4. - P. 224-236. -https://doi.org/10.1007/s42438-021-00260-6.
Teräs M. Post-Covid-19 Education and Education Technology ‘Solutionism': a Seller's Market. / M. Teräs, J. Suoranta, H. Teräs, M. Curcher // Postdigital Science and Education. - 2020. - №2(3). - P. 863-878. -https://doi.org/10.1007/s42438-020-00164-x.
The 2021/2022 Human Development Report // United Nations Development Program - UN. - 2022. - 320 p. - URL: https://hdr.undp.org/content/human-development-report-2021-22.
Times citedRecent citationsField Citation RatioRelative Citation Ratio
© Статья. Пенькова Инесса Вячеславовна, Иваненко Ирина Анатольевна, 2022.