Перспективы цифровизации образования в высшей школе: методологический и практико-ориентированный аспекты
ru
Научная статья|Экономическая демография и экономика труда
АннотацияПолный текстИсточникиФайлыАвторыАльтметрики
Мерцалова Светлана Леонидовна
ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет экономики и торговли»
Мартынова Наталия Анатольевна
ФГКОУ ВО «Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.В. Лукьянова»
Карпова Инна Вячеславовна
ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет экономики и торговли»
В статье рассматриваются актуальность цифровизации образовательного процесса и возможности использования новейших информационно-коммуникационных технологий в высших учебных заведениях как в сочетании с традиционными методами обучения, так и в качестве отдельных образовательных программ с целью модернизации учебного процесса, повышения мотивации студентов и расширения возможностей образования. Авторы сформулировали принципы использования цифровых технологий в образовательном процессе, на которых базируется цифровая дидактика, обозначили задачи внедрения цифровых технологий и их потенциальные возможности в ходе освоения образовательных программ. Проведен анализ преимуществ и специфики дистанционных форм организации учебного процесса, рассмотрены особенности электронной образовательной среды вуза и ее компонентов. Авторы перечислили основные программные продукты, которые доступны для организации учебного процесса, отметили их преимущества и недостатки. В работе также представлена информация об особенностях проведения обучения в режиме онлайн в одном из вузов г. Орла в период с марта по июль 2020 года; приведены данные об успеваемости студентов четырех направлений подготовки; выявлены трудности, с которыми сталкиваются преподаватели во время проведения занятий в онлайн-формате. С целью привлечь внимание педагогов к потенциальным возможностям цифровых технологий и необходимости их использования в учебном процессе были разработаны рекомендации по организации дистанционных форм обучения. Результаты исследования имеют практическую ценность, так как правильный выбор обучающей интернет-платформы, продуманная организация процесса обучения онлайн, наличие тщательно подготовленных учебных материалов гарантируют обучающимся хороший уровень теоретической подготовки и овладение практическими навыками по выбранному направлению.
Ключевые слова: дистанционное обучение, цифровизация образования, высшее образование, онлайн-обучение, цифровая дидактика, цифровые технологии
УДК: 378:004
OECD: 5.09
Maltseva O.A., Khovanskaya E.A., Akhulkova A.I. Reculiarities of digitalization of educational process in e ducational organizations in Russia // Proceedings of the 1st International Scientific Conference Modern Management Trends and the Digital Economy: from Regional Development to Global Economic Growth (Mtde 2019). - 2019. - Vol. 81. - pp. 632-634.
Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П. Н. Биленко, В. И. Блинов, М. В. Дулинов, Е. Ю. Есенина, А. М. Кондаков, И. С. Сергеев; под науч. ред. В. И. Блинова - М.: Издательство "Перо", 2019. - С. 40-42.
Участники встречи IT-сообщества руководителей цифровой трансформации вузов подвели итоги года / Минобрнауки РФ. - URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=26717&sphrase_id=170042.
Щербакова Т. Н. К вопросу о структуре образовательной среды учебных учреждений // Молодой ученый. - 2012. - №5 (40). - С. 544-548.
Паспорт проекта "Цифровая образовательная среда". - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_111344/212c86452171be252a21dd2311cc57ebed7847cf/.
Институт ЭМИТ и SkillFactory запускают совместную онлайн-программу профпереподготовки по цифровизации бизнеса / РАНХиГС. - URL: https://www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/institut-emit-i-skillfactory-zapuskayut-sovmestnuyu-onlayn-programmu-profperepodgotovki-/.
Непрерывное обучение. Как нужно изменить подход к образованию, что нужно для адаптации к новым условиям. - URL: https://hr-media.ru/nepreryvnoe-obuchenie-kak-sleduet-izmenit-podhod-k-obrazovaniyu-chto-nuzhno-dlya-adaptatsii-k-novym-usloviyam/.
На форуме "Кадры для цифровой экономики 1.2" определены задачи при подготовке специалистов для технологических отраслей / Информио. - URL: https://www.informio.ru/news/id20107/Na-forume-Kadry-dlja-cifrovoi-yekonomiki-12-opredeleny-zadachi-pri-podgotovke-specialistov-dlja-tehnologicheskih-otraslei.
Times citedRecent citationsField Citation RatioRelative Citation Ratio
© Статья. Мерцалова Светлана Леонидовна, Мартынова Наталия Анатольевна, Карпова Инна Вячеславовна, 2022.