Адаптация деятельности предприятий туристской индустрии к кризисным условиям
ru
Научная статья|Региональная и отраслевая экономика
АннотацияПолный текстИсточникиФайлыАвторыАльтметрики
Шмарков Михаил Сергеевич
ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева»
ООО «ТурЭксперт»
Шмаркова Лариса Ивановна
ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева»
ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет экономики и торговли»
Шмаркова Елена Александровна
ООО «ТурЭксперт»
В статье обозначены события, ставшие причинами проявления кризисов в туристской индустрии, аспекты их проявления и влияния на туристскую деятельность, практика освещения в научной литературе. Определено, что кризисы влекут новые условия ведения бизнеса и необходимость адаптации деятельности предприятий к этим условиям. На основе результатов исследования динамики числа выезда граждан Российской Федерации выявлены периоды максимального падения спроса на туристские услуги по наиболее популярным направлениям туризма. Охарактеризованы значимые для этих периодов примеры реализации антикризисных действий ключевых игроков рынка туризма как ответные реакции на проявления кризисов и их специфику. Обосновано, что проблема адаптации деятельности предприятий туристской индустрии к кризисным условиям стала драйвером развития информационно-коммуникационных и маркетинговых технологий, нацеленных на совершенствование бизнес-моделей и процессов, эффективную организацию коммуникаций, оптимизацию деятельности туристских организаций и снижение рисков. Результатом антикризисных действий стал переход к использованию систем бронирования, функционирующих на новых подходах к генерированию, обработке, передаче и актуализации данных, и апробирование новых рыночных подходов к продвижению и реализации туристских продуктов.
Ключевые слова: туризм, рынок, кризис, туристская деятельность, технологии
УДК: 338.486.4
OECD: 5.02
Абалаков А.Д., Панкеева Н.С. Особенности развития туризма в период глобального экономического кризиса // География и природные ресурсы. 2011. № 3. С. 111-117.
Васюта Е.А., Ушаков Д.С., Подольская Т.В. Системные сдвиги в развитии туристической индустрии: текущая ситуация и проблемы стабилизации // Инновации и инвестиции. 2021. № 1. С. 182-186.
Ветитнев А.М., Романова Г.М., Поликарпос Э. Греческий туризм: до и после пандемии // Профессорский журнал. Серия: Рекреация и туризм. 2020. № 2 (6). С. 17-29.
Выезд граждан России. - URL: https://www.fedstat.ru/indicator/38480.
Джанджугазова Е.А. Перспективы развития российского туризма в условиях мирового финансового кризиса // В сборнике: Устойчивое развитие туризма: стратегические инициативы и партнерство. Материалы III международной научно-практической конференции. 2009. С. 169-176.
Ильина А.Б. Культурный туризм: международный опыт преодоления кризиса в условиях пандемии covid-19 // В сборнике: Государственное и региональное развитие: возможности и ограничения в условиях пандемии. Материалы Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2021. С. 190-193.
Рубан Д.А. О причинах системного кадрового кризиса в российской индустрии туризма // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2018. № 1 (27). С. 18-22.
Тарчоков С.К. Проблемы импортозамещения и стратегия развития туризма в условиях кризиса в России // Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. 2015. Т. 8. № 2. С. 135-140.
Матяш С.А., Кожаев Ю.П., Пробин П.С., Зевеке О.Ю. Экономика современного туризма: проблемы и перспективы // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 7-1. С. 109-111.
Морозов М. М. Антикризисный менеджмент в индустрии туризма // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. - Т. 6, № 4, 2020, с. 19-27, DOI: 10.18413/2408-9346-2020-6-4.
Полухина А.Н. Туризм в эпоху кризиса: анализ и перспективы // Инновационное развитие экономики. 2020. № 2 (56). С. 286-292.
Туроператоры и розничные сети рассказали о сокращении количества турагентств. - URL: https://www.tourdom.ru/news/turoperatory-i-roznichnye-seti-rasskazali-o-sokrashchenii-kolichestva-turagentstv.html.
Shmarkov M. S., Shmarkova L.I., Gubareva L.I. The leading role of crises in the regulation and development of entrepreneurship in the tourism market, 3rd International Conference on Social, Economic, and Academic Leadership (ICSEAL 2019), pp. 182-188, 2019.
Shmarkov M.S., Shmarkova L.I., Shmarkova E.A. Digital technologies in the organization and management of tourist organizations, Advances in Economics, Business and Management Research, volume 81, 1st International Scientific Conference "Modern Management Trends and the Digital Economy: from Regional Development to Global Economic Growth" (MTDE 2019), pp. 98-101.
© Статья. Шмарков Михаил Сергеевич, Шмаркова Лариса Ивановна, Шмаркова Елена Александровна, 2021.