Подходы к оценке уровня проницаемости экономических границ на примере Дальнего Востока
ru
Научная статья|Мировая и региональная экономика
АннотацияПолный текстИсточникиФайлыАвторыАльтметрики
Гавриленко Татьяна Юрьевна
Институт инновационных технологий и государственного управления РТУ МИРЭА
Григоренко Ольга Викторовна
Институт инновационных технологий и государственного управления РТУ МИРЭА
Семенова Елена Евгеньевна
ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет экономики и торговли»
Влияние уровня развития транспортной инфраструктуры, а также уровня проницаемости экономических границ на экономический рост пограничных территорий доказывается многими авторами как в теоретических, так и в практических прикладных работах. Одними из последних стали постулаты новой экономической географии, зафиксировавшие нелинейную связь между изменением транспортных параметров (транспортных издержек) и изменением масштаба экономики (динамики структуры экономики, размещения производственных мощностей). В данной статье исследуется влияние транспортной инфраструктуры региона на экономическое развитие с точки зрения оценки проницаемости границ. Проверяется гипотеза о том, что наличие разветвленной транспортной сети, обеспечивающей высокую проницаемость границ и открытость экономики для взаимодействий, положительно влияет на экономическое развитие региона. Оцениваются внутренние и внешние показатели для Дальнего Востока России. Внутренний индекс - это оценка проницаемости границ между административными субъектами Дальнего Востока России. Внешний индекс - это оценка проницаемости внешних государственных границ, в пределах территорий региона Дальнего Востока РФ. Проницаемость границ оценивается как по общепринятой методике, так и по скорректированному показателю. Предлагаемый показатель учитывает более широкий спектр транспортных взаимодействий и рассчитывается с использованием модифицированных весовых коэффициентов для отдельных видов транспорта. Рассчитаны классические и скорректированные индексы проницаемости для Дальнего Востока. В результате можно сделать вывод о слабой проницаемости границ для большинства административных субъектов Дальневосточного федерального округа. При взаимодействии с Китаем выявляется относительно низкое транспортное проникновение внешних границ региона. Полученные результаты свидетельствуют о высоком потенциале роста внешнеэкономических взаимодействий для Дальнего Востока России (например, сотрудничество в рамках инициативы «Один пояс - один путь») и важности модернизации системы пунктов пропуска через государственную границу с Китаем.
Ключевые слова: транспортная инфраструктура, экономическое развитие, внутренний индекс, внешний индекс, внешнеэкономическое взаимодействие, transport infrastructure, economic development, internal index, External index, external economic interaction
УДК: 339.5:332.122(571.6)
OECD: 5.02
ГРНТИ: 06.61.00
Салас-Олмедо M., Гарсиа P., Гутьерез Д. Оценка доступности транспортной инфраструктуры: Роль границ и многосторонних транспортных исследований // Политика и практика. 2015. C. 110-129.
Бардал Д. Дальний Восток. Транспортный комплекс в контексте осуществления будущего проекта "Экономический пояс Шелковый путь" // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2017. С. 47-66.
Якобс-Крисиония С., Кумен Е. Рост населения, доступность переливов и постоянные границы: исторический рост в западноевропейских муниципалитетах // Транспортная География. 2017. № 62. С. 80-91.
Вардомский Л., Голицына И., Самбурова E. Региональное развитие: политико-географический аспект // Политическая география: Текущее состояние и пути развития. 1989. С. 35-46.
Замятина Н., Пилясов А. Концепция близости: зарубежный опыт и перспективы применения в России // Известия РАН. 2017. № 3. С. 8-21.
Кузнецова O. Типология факторов социально-экономического развития регионов России // Вестник Московского университета. 2014. № 2. С. 3-8.
Ньюман Д. На границах власти: теоретическая основа // Границы исследований. 2003. № 18 (1). С. 13-25.
Орлова Н.Л. Ресурсы глобальной экономики (теория, методология, практика). Москва: Дашков и К°, 2017.
© Статья. Гавриленко Татьяна Юрьевна, Григоренко Ольга Викторовна, Семенова Елена Евгеньевна, 2020.